Арина Сербул, 8 «Б» класс, Школа № 102

С творчеством великого русского писателя Максима Горького я познакомилась еще в раннем детстве, внимательно слушая его  сказки: «Воробьишко», «Утро», «Случай с Евсейкой». В начальной школе на уроках чтения я узнала о повести «Детство» из автобиографической трилогии нашего нижегородского автора. Сегодня я — ученица 8 класса- снова держу в руках книгу давно известного мне Горького, который  на этот раз открывается для меня и моих одноклассников не только как  писатель —  прозаик, но и  как драматург, как  русский мыслитель и  филосов.

Пьеса «На дне» занимает особое место в творчестве Горького. Она стала литературным памятником драматургическому мастерству автора. В самом названии пьесы уже заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Горький, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева ничтожно и чудовищно, они уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. С самых первых строк пьесы у меня появляется ощущение дискомфорта, страха, ужаса от  условий ночлежки: «подвал, похожий на пещеру…, тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Света практически нет, грязный ситцевый  полог,  исковерканный самовар, растрепанная книжка, все — некрашеное и грязное. Такое описание настраивает читателя на пессимистическое настроение, понимание безысходности, безвыходности, беспросветного будущего для героев. Сами персонажи предстают перед нами бесправными, безликими. Практически у всех  нет даже  имени, только клички: Клещ, Артист, Пепел, Квашня, Барон. Хозяин Костылев называет своих постояльцев: «братия, вы моя, несчастная, некудышная, пропащая…». Горький рисует нам мир отверженных, которые ведут угнетенное существование: пьют (Артист, Сатин), воруют (Пепел), смертельно болеют (Анна), играют в карты (Сатин) дерутся и убивают. А самое страшное, что поражает во всех обитателях- равнодушие друг к другу, к своему социальному положению. Например, смерть исстрадавшейся за всю свою тяжелую жизнь Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, совершенно не тронула обитателей ночлежки, наоборот, Бубнов сказал, что она, наконец-то, не будет кашлять и мешать всем. Эти люди не хотят ничего сделать, чтобы хоть немного улучшить свое положение, они смиряются со своим трагическим существованием на “дне” жизни.

Автор не дает нам  полной истории жизни героев,  читатель  узнает об их судьбах по репликам персонажей (Анна пытается вспомнить, но не может была ли она когда-нибудь сыта, ведь она всегда тряслась над каждым куском хлеба; Клещ никогда  не имел  ни постоянного  пристанища, ни работы; Васька Пепел всю жизнь воровал; Артист,  потеряв все роли в театре, спился). От услышанного наворачиваются слезы. Жизнь персонажей настолько мрачна и тяжела, что для некоторых из них (для Анны) только смерть – избавление от мук и страданий. Так считает странник Лука, который попадает в ночлежку и пытается помочь ее обитателям добрым словом, утешением, лаской и заботой о ближнем.

Лука — странник, много видел, много знает, но никто ничего не знает о нем. Появляется он  внезапно и исчезает из ночлежки  куда тоже неизвестно. С приходом Луки у многих появляется  надежда на светлое будущее. Так, Актер перестает пить и надеется, что вылечится от пьянства в хорошей лечебнице, Анна находит утешение в добрых успокоительных изречениях  странника, Пепел и Наталья собираются пожениться и уйти из ночлежки. Если у человека есть желание встать на путь возрождение, если есть вера и собственные силы, то у него это обязательно получится. Так считает Лука. И я сним, пожалуй, соглашусь. «Кто ищет, тот всегда найдет. Под лежач камень вода не течет»,- убеждает  нас и остальных персонажей странник.

Несмотря на то, что Лука вызывает двойственное к нему отношение со стороны многих читателей и литературных критиков, я осуждать его не берусь. На мой взгляд, герой заставляет задуматься о своем униженном положении обитателей «дна» и пытается сподвигнуть к каким-либо активным действиям, которые смогли бы изменить  их жалкое существование. Да, утешительные речи Луки никого не спасают: Пепла сажают в тюрьму, Актер закнчивает жизнь самоубийством, Наташа изуродована своей сестрой. Но вина здесь ни странника. Корень зла лежит  в реалиях действительности. Суровые обстоятельства жизни оказались сильнее самих героев.

У самого  писателя тоже нет  единого мнения по поводу образа Луки. Сатин, в уста которого автор вкладывает знаменитые слова о Человеке,  говорит о том, что Лука «проквасил сожителей», то есть заставил их задуматься, разбудил в душах этих людей  давно забытое, открыл для них какой-то выход. «Старик прав, — говорит Сатин — он для вас же все делал, он подействовал на меня, как кислота на ржавую монету». Лука сумел заронить искру надежды в сердцах каждого обитателя ночлежки. Но люди, изломанные  социальными условиями (нищетой и бедностью), к сожалению, ничего не смогли изменить в своей судьбе.

Для меня Лука- спаситель. Он никому не причиняет вреда. Разве утешение, подбадривание, вселение надежды,  является отрицательным поступком? Именно Лука сумел выслушать каждого героя, посочувствовать, поверить, пробудить в каждом положительные эмоции, лучшие воспоминания. Благодаря этим воспоминаниям и надеждам на какой-то промежуток времени в ночлежке стало светлее, люди сталее  более открытыми, счастливыми, поверили в себя и свое светлое будущее. А раз была вера в себя, значит  была возможность изменить свою жизнь к лучшему. Но увы, мечтам и надеждам не суждено было сбыться. Я считаю, что пассивность и слабость  героев «На дне» мешают противостоять безжалостным жизненным обстоятельствам. Может я и не права, но это мое ощущение и восприятие.

Пьеса Горького «На дне» поразила меня остротой социальных проблем и филосовскими вопросами, затрагивающими основные темы бытия. В будущем я буду продолжать знакомиться с творчеством великого русского писателя, который пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *