Диана Кулемина, 10 «В» класс, Школа №103

Творческий замысел пьесы “На дне” относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать “цикл драм” из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: “Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу — лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — ясны, все ясно!..”

Пьеса задумывалась как описание жизни людей самого низкого достатка. Здесь Горький описал конфликт людей оказавшихся «на дне» не только общества, но и собственных чувств. Он определил жанр произведения как социально-философскую драму. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: “На дне жизни”. Каждый герой, оказавшийся на дне общества, понемногу лишается своих чувств, опуская их себе под стать на это самое дно, и борется с душевным и мысленным упадком в самом себе. Подобные конфликты происходят на протяжении всей пьесы.

В начале пьесы нам показывают героев явно недовольных своим пребыванием здесь, обществом друг друга, самими собой.  Многие из них вели ранее лучшую жизнь и оказались в ночлежке из-за какого-либо несчастья. Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. А другие, как Настя, жизни другой и не знали. Одни смирившиеся со своей судьбою, уверенные в том, что «со дна» подняться невозможно и другие, искренне верящие, что это временно. Автор противопоставляет их стремления и создает некую немую борьбу между надеющимися на свет и привыкшими к темноте этого «дна».  Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что живя «по чести» сможет добиться положения в обществе и обеспечить себе лучшее существование. Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение. Мужчина уже привык к вечной окружающей его темноте и никак не пытается изменить себя и свой образ жизни, чтобы двигаться вперед. Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих покинутых людей появляется странствующий старик – Лука. Своим появлением он приносит жителям ночлежки то, чего им так не хватало – надежду, полную глубочайшего сострадания. В момент его появления  Анна, жена Клеща находится в предсмертном состоянии. Она мучается в невыносимой боли и ждет, что после смерти ее мучения не прекратятся. Лука успокаивает ее словами, что «Ничего не будет! Ничего! Ты — верь! Спокой и — больше ничего!..» Актеру он рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, и тот после его слов даже воздержался на один день без алкоголя. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. С появлением этого человека в ночлежку так же приходит свет. У них появляется уверенность, что выбраться с этого дна на свободу вполне возможно.  И тут автор поднимает глубокий философский вопрос  «А нужна ли им ложь?». Ведь если задуматься, все слова Луки – ложь, сказанная чтобы утешить этих людей. Ложь, полная сострадания или скорее жалости .  Доказательством этому служат слова Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие -прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»  После бессмысленно поданных Лукой надежд в ночлежке становится все хуже. После смерти Анны, Клещ распродает все свои инструменты на ее похороны и остается абсолютно без денег. Пепел убивает Костылева, Татарин раздавил руку, из-за чего лишается работы. Вдребезги разрушены все их надежды.  После ухода Луки, эти люди еще больше погружаются на «дно».  Они сломлены и раздавлены жизнью. Актер, лишенный  поддержки Луки, убеждаемый, что лечебница – ложь, кончает жизнь самоубийством. И вот решающие слова Сатина, показывающие всю безысходность «Эх… испортил песню… дур-рак!».

Горький смело показал на этом примере конфликт, происходящий в самом низу общества. Мы видим практическую невозможность лучших изменений в жизни этих людей, несмотря на все их старания, они – зависимые ото лжи люди, никогда не сумеют подняться с колен. По моему мнению, автор хотел доказать читателям, что каждый человек должен ясно смотреть в глаза правде, какой бы жестокой и омраченной она не была. Он показал, что ждет людей, довольствующихся красивой ложью о лучшей жизни, фактически ничего для этого не предпринимая. Возможно, если бы они приняли себя, то смогли бы вырваться из ночлежки и только в таком случае их надежде о большем, о лучшей жизни суждено сбыться.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *