Алёна Марко, 11 «Б» класс, школа №103

Что есть утешение от Луки?

По произведению Горького «На дне»

«На дне Горького» —  пронзительное  произведение, которое я не только читала,  но  и  видела  на  сцене.  На  постановку  этой  горьковской  пьесы  мы ходили  всем  классом. И  тогда  я  очень  удивилась  –  герои  на  сцене  были именно  такими,  какими  я  их  представляла  во  время  чтения.      Декорации, общая атмосфера – все было знакомо. Как будто это я была режиссером. И спектакль,  и  печатное    произведение,  поначалу  ввергли  меня  в  уныние, потому  что  света  в  них  практически  нет.  Дно, тьма,  безнадежность. И эта безнадежность  –  единственное,  что  объединяет  героев  Горького. В остальном  –  они  все  такие  разные!  У каждого  своя  судьба  и  своя  история попадания  на  дно. Но  ведь  дно  есть  и  сейчас. В  Нижнем  Новгороде  и сегодня есть ночлежка, обитатели которой, наверняка, так же непохожи друг на  друга,  и  так  же  запутались  в  жизни,  и  уже  не знают  точно,  хотят  они возвращаться к той, прежней, жизни.  Эта пьеса Максима Горького, видимо, не потеряет актуальность никогда.

Обитатели  горьковской  ночлежки  едва  сводят  концы  с  концами  и живут так, словно их, никому ненужных, выбросили за окно. Актер впустил в свою  жизнь алкоголь,  который  теперь  является  его  лучшим  другом.  Барон был  зажиточным  дворянином,  но  судьба  лишила  его  всех  привилегий  и наследства. Сатин  –  образованный  человек,  но  бывший  арестант. Васька Пепел – это  человек, на роду которого написано, что он сын вора. И он не пытается  изменить  свою  судьбу,  а  только  продолжает  красть. Андрей Митрич ждет смерти своей жены Анны, чтобы снять с себя бремя судьбы. На каждом  персонаже  –  печать  суровых  событий  в  их  жизни. Все  герои циничны и неприятны в общении. А в их мыслях и суждениях – только мрак и  никакого  просвета  и  надежды  на  лучшее,  уже  никакой  веры  в  любовь, чистоту, нравственность.

В какой-то  момент чтения  у  меня возникла  мысль –  зачем  читать  о таких опустившихся на самое дно общества людях, если они сами не хотят перемен  в  своей  жизни. Мне кажется,  так  думают  большинство  и  сегодня, проходя мимо, например, спящего  на улице бездомного. Но странник  Лука рушит это мнение. Конечно, таких людей, как он, на свете единицы. Но они есть, и готовы тратить себя на то, чтобы вдохнуть жизнь и надежду в других. С появлением в ночлежке этого  странника  во всех ее

 

обитателях начинают просыпаться чувства, на дне меняются темы и тон разговоров. Лука пытается донести до каждого свою мысль о том, что они находятся не на дне, а просто сами забились  в угол и не хотят оттуда вылезать. Интересно, что делает он это  при помощи лжи. Нас с  детства учат, что ложь – это  плохо. Но так  ли плоха  ложь  Луки?      На этот  вопрос  я  не  нашла  у  Горького  однозначного ответа.  Хотя,  наверное,  однозначного  его  и  не  может  быть.  Версия  Луки такова:  «не  всегда  правдой  душу  вылечишь»,  поэтому  человека  стоит пожалеть.

Врет и жалеет Лука для поднятия духа, для того,  чтобы воскресить  в этих душах веру в светлое будущее. Взять хотя бы Анну. Только от Луки она получает  настоящее  сострадание,  сочувствие.  Ему  было  не  все  равно,  он переживал за нее в отличие от ее супруга. Лука разговаривает с несчастной женщиной,  успокаивает  ее,  чтобы  она  не  боялась  смерти.  Уверяет,  что впереди  ее  ждет  только  покой:  «Ничего  не  будет!  Лежи,  знай!  Ничего! Отдохнешь там!..  Потерпи еще!  Все, милая, терпят…  всяк  по-своему жизнь терпит…».  В итоге Анна умирает, но ее  душа оттаивает – в ней появляется капля  надежды  и  веры  во  что-то  светлое,  что  несомненно  ждет  ее  после смерти.  Также  Лука  проявляет  искреннее  сочувствие  к  Насте,  живущей  в своих иллюзиях. Каждый раз, когда вся ночлежка собирается вместе, Настя начинает  рассказывать  о  своей  настоящей  искренней  любви.  Все  вокруг смеются  над  ее  вымышленными  романами,  которые  отчасти  состояли  из настоящих великих романов литературы. При этом Настя всегда по-разному называла своего  возлюбленного  —  то  Раулем, то  Гастоном. Но только  лишь Лука  верил  ей  и  всегда  ее  защищал:  «…Коли  ты  веришь,  была  у  тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!..». Лука рассказывает актеру о больнице,  где  лечат  от  алкоголя:  «Ну,    чего?    Ты…   лечись!    От   пьянства нынче    лечат,      слышь!  Бесплатно,  браток,  лечат…  такая  уж  лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница — тоже человек… и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди…». Он разжигает в Актере маленькую искорку надежды на то, что лечение существует, и он сможет вернуться к настоящей жизни.   Но не  называет  адреса  этой  лечебницы.  Почему?   Потому что  не  хочет  лгать явно, но при этом старается встряхнуть Актера и заставить поверить в свои силы? Думаю, да.

Доброму и искреннему, но запутавшемуся в самом себе, Ваське Пеплу Лука дает совет.  Он рассказывает ему,  что есть  возможность заново  начать жизнь в Сибири, и поддерживает его стремления к честной и справедливой жизни. Лука хочет вырвать из этого дна и Наташу, сестру хозяйки, которая бьет ее  из-за того,  что Васька любит не ее,  а сестру.  Наташа очень добрый человек и Лука не хочет, чтобы такое существо погрязло в пошлости и грязи этого  общества.  Лука  дает  ей  наставления,  чтобы  она  уезжала  вместе  с Пеплом в Сибирь, и чтобы они зажили бы там дружной и любящей семьей.

Лука  дарит  всем  обитателям  ночлежки  свои  искренние  чувства,  он сострадает  им,  сочувствуют.  И  те  начинают  потихоньку  верить,  что  они могут быть  кому-то  интересны,  небезразличны  и  даже  полезны.    Странник подталкивает  жителей дна  к  мысли  о  необходимости  иметь  цель  в  жизни. Если ее  нет, значит,  человек живет иллюзиями. Но Лука исчезает. К этому его  вынуждают  хозяева  ночлежки  –  по  сути,  в  моральном  плане  такие  же опустившиеся люди. Что происходит в ночлежке после этого? На нее снова опускается тьма, и некому больше ей противостоять. Обитатели «дна» снова и  очень  быстро  теряют  надежду.  Сатин  рассуждает  о  том,  что  человека нужно    уважать,  а  «не  унижать  его  жалостью».    «Что  такое  — правда? Человек  —  вот  правда!  Он  это  понимал…  вы  —  нет!  Вы  —  тупы,  как кирпичи… Я — понимаю старика… да! Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю!  Есть  ложь  утешительная,  ложь  примиряющая…  Я — знаю  ложь! Ложь  — религия  рабов  и  хозяев…  Правда  — бог  свободного  человека!» Жалость  и  сочувствие  усыпляет  бдительность  людей,  обещая  им  лёгкую жизнь  в  будущем,  и  этим  мешает  бороться  за  эту  лёгкую  жизнь.  Сатин считает,  что человек  достоин только  правды. Лишь она способна  заставить его осознать весь ужас положения, постараться изменить жизнь к лучшему.

Из всех героев Горького Сатин, по-моему, самый здравомыслящий. Но если он многое видит и понимает, почему сам остается на дне, а не пытается выбраться?   Да потому что при всей своей правде внутренне он несвободен, он зависим от положения, в котором оказался, и смелости сделать шаг за его рамки, у него тоже нет, как и у других его соседей.   Ни один из посетителей ночлежки не следует зову разбуженного Лукой сердца. Все возвращается на круги своя. Огонек надежды поддерживать некому, никто не взял на себя эту роль.  А  ведь  Лука  для  них  мог  стать  счастливым  случаем,  той  палочкой выручалочкой, которая могла изменить жизнь каждого. Но жители ночлежки упускают шанс, они несвободны.  Свободный человек, по Горькому, должен смело  смотреть  правде  в  глаза,  а  не  находить  утешение  в  красивой  лжи  и довольствоваться только этим. И только когда человек станет свободным, он сможет  преодолеть  трудности  и  вырваться  из  пучины  ночлежки.    Но,  с другой стороны, выбраться на свет может помочь мечта, сильная, яркая, если, конечно,  твердо  следовать  ей.  Так  может  быть,  ложь  Луки –  это  вовсе  не ложь,  а  все-таки  мечта,  способная  позвать  вдаль?  Обитатели  ночлежки решили, что нет, а я – всерьез задумалась об обратном.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *