Антонина Волкова, 6 «И» класс, Школа №22

В повести Максима Горького «Детство»  мне показались очень интересными образы  матерей: Варвары, матери Алеши, и бабушки Акулины Ивановны и их взаимоотношения с детьми.

Алеша описывает свою маму так: «Она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь;у нее жесткое тело и страшно сильные руки». Бабушка выглядит полной ее противоположностью:  «..она очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка,- она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». У Варвары «темное, железное лицо».   У бабушки «все лицо казалось молодым и светлым…Вся она —  темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».  Очень интересно, что мама Варя воспринимается Алешей  как чужая,  далекая, холодная. А бабушка , наоборот, мягкая, теплая и близкая, очень родная. И мы видим, что дочь Варя совсем не похожа на свою мать, у них почти нет общих черт.

У Акулины Ивановны есть еще два взрослых сына, Яков и Михаил. Это жестокие, злые, жадные, завистливые люди.  Они совершают страшные, бесчеловечные  поступки: бьют жен, нападают на родителей, дерутся, издеваются над полуслепым  мастером Григорием.  Яков избивает до смерти свою жену…Описывая их, автор  использует слова, подходящие  для описания зверей. «Уже вскоре после приезда, в кухне во время обеда вспыхнула ссора:дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку». Дедушка называется их волками…  Читая произведение, невольно задаешься вопросом, как у такого  светлого, доброго человека, как бабушка, смогли вырасти такие эгоистичные, неблагодарные  и жестокие дети? Кажется, несмотря на то, что она жила с ними вместе и растила их, она не оказала на их души никакого влияния, они совершенно чужды ей. Сама она называет своих сыновей «неумное племя».  В то же время  Яков и Михаил  похожи на своего отца: дедушка Алеши человек  самоуверенный, очень строгий, высокомерный и  упрямый,считающий себя лучше других. Он также жесток к своим близким, бьет жену и внуков. Варвара тоже пошла в отца, она такая же гордая и упертая. Отца она любит, хоть часто спорит с ним, и в серьезных жизненных вопросах (таких, как выбор мужа) не слушается его и всегда поступает по своему.

У бабушки  был еще и приемный сын – подкидыш Цыганок. Этот молодой человек был совершенно не похож на своих сводных братьев. Это был добрый, веселый, жизнерадостный парень, способный на искреннюю любовь и самопожертвование.  «Простая душа» — говорит про него бабушка.Он полюбил Алешу и готов был принять на себя часть его боли. Когда дедушка лупил Алешу розгами, Цыганок подставлял под розги свою руку, чтобы Алеше «меньше попало».  В Цыганке  мы видим много общего с Акулиной Ивановной, они не родные по крови – но близкие по духу люди.Оба любят жизнь и людей, умеют радоваться даже мелочам.  Их поэтические души выражают себя через танец. «..среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги…Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно..». А вот как автор описывает танец бабушки: «Бабушка не плясала, а  словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки… Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло добротой… и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаза отвести от нее – так буйно красива и мила стоновилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»

У главного героя повести Алеши складываются сложные отношения с матерью.  Несомненно, она любит его, но в то же время он для нее обуза и помеха, из-за которой она не может покинуть ненавистный ей дом отца.

«-Не любишь ты его, не жаль тебе сироту!» — упрекает ее бабушка. Мать говорит:«Если бы не Алексей, ушла бы я, уехала. Не могу жить в этом аду…»

Для Алеши большим потрясением становится то, что его мать, которая всегда казалась ему большой и сильной, не может защитить его от деда во время порки. До этого страшного события он гордится ей и описывает маму так: «Мне было ясно, что все боятся матери… Моя мать – самая сильная!» Когда же мать не смогла  отнять его от деда, он увидел ее слабость, беспомощность. «Помню белое люцо матери и ее огромные глаза. Она бегала вдоль лавки и хрипела: «Папаша, не надо!»… То, что случилось в субботу, надорвало мое отношение к матери…»

Мать все-таки уходит из дома деда и время своих редких визитов в воспитании Алеши не участвует. Она далекая и холодная, темла от нее мальчик не получает. «Иногда, на краткое время, являлась откуда-то мать; гордая, строгая, она смотрела на все холодными серыми глазами, как зимнее солнце, и быстро исчезала, не оставляя воспоминаний о себе».

Алеша скучает и мечтает о ней, и в своих мечтах  оправдывает ее отсутствие рядом с ним тем, что она слишком хороший человек, и поэтому не может жить в жестокой семье деда. «Я все чаще думаю о матери, ставя ее в центр всех сказок.. То, что мать не хочет жить в своей семье, все выше поднимает ее в моих мечтах… может быть она живет в лесу с добрыми разбойниками… а может быть, ходит по земле вместе с божией матерью..».  Мальчик так утешает себя, ведь хорошая мама никогда не бросит своего сына в такой семье, как семья деда, где царит жестокость, зависть, слепая злоба… Раз ей там было плохо, как же должно быть плохо ему? Но она думает о себе больше, чем о его благополучии, и это опять роднит ее с дедом.

Когда мать возвращается после долгой отлучки, она пытается участвовать в воспитании сына, начинает давать ему уроки «гражданской» грамоты. Но это лишь больше отдаляет их друг от друга,  Алеша кажется матери недостаточно смышленым и прилежным, и она злится и ругает его. Алешу это огорчает и расстраивает, его мать, по его мнению, должна быть идеалом, справедливой и безупречной, «лучше всех».  «Мать должна быть справедлива больше всех, как в сказках!» Когда матери нет, Алеша скучает по ней и идеализирует ее образ. Когда она рядом с ним, она кажется ему чужой, непривычной. Он не готов принять ее такой, какая она есть в реальности.

Алеша, подобно Цыганку, воспитывается бабушкой в доме деда, «наполненном горячим туманом взаимной вражды  всех со всеми». Но он, по словам самого Цыганка, принадлежит к другому племени – он не Каширин, он Пешков, сын  Максима Савватеича.  Бабушка очень любила и уважала Алешиного отца, он был по ее воспоминаниям добрым, веселым и легким человеком. Она его называла «Господне дитя». А мастер  Григорий отзывался о нем так: «Большого сердца был муж, дружок мой…» Мысль о том, что Алеша «другой крови»,  автором часто подчеркивается. Дедушка говорит про него: « Весь в отца… Скулы-то отцовы…» Жестокость и ненависть, царящая в доме,  угнетает Алешу, но как будто не прилипает к нему. Он остается добрым и отзывчивым мальчиком,  ненавидящим  несправедливость и жестокость. Почему же так происходит?  По мнению автора, ребенок является продолжением своего отца и его рода. Кажется, окружающие люди почти не имеют влияния на формирование его характера. То, какой личностью он будет, в первую очередь определяется родом, «племенем», к которому он принадлежит. И даже родные матери оказываются чуждыми по духу своим детям и мало что могут изменить в их развитии.  И это создает особую атмосферу безнадежности в повести. Дети жестокого отца обречены стать такими же, им как будто на роду написано дальше передавать «клеймо рода». Они тоже будут жестоки со своими детьми и принесут несчастья всем близким. Григорий говорит: «Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют!»

Меня очень удивила эта мысль автора, и я не могу согласиться с ней. Мне кажется, что каждый человек может сам выбирать свой жизненный путь, он свободен в выборе. И то, каким он станет, определяет не его принадлежность к какому-то роду, а в первую очередь он сам. Дядя Яков, например, вполне мог не избивать свою жену, а наоборот, видя жестокость своего отца к матери, не повторять этого и никогда не причинять близкому человеку боль.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *