Александр Гиричев, 7 «В» класс, Лицей №40

Максим Горький написал «Песню о Буревестнике» более ста лет назад. Целый век… За это время в нашей стране не раз менялся политический строй, менялись образ жизни и убеждения людей, менялись их представления о счастье. Буревестник пролетел через несколько эпох. Захотелось сравнить впечатления, которые создаёт образ Буревестника у разных поколений.

Я думаю, Максим Горький в своём стихотворении «Песня о Буревестнике» имел ввиду вовсе не птиц, а людей. Среди них есть и трусливые чайки, и робкие пингвины, и гагары, которым недоступно «наслажденье битвой жизни». Разумеется, есть и храбрые Буревестники, предвещающие бурю и стремящиеся защитить от неё других.

Мой отец познакомился с этим произведением в далёкие восьмидесятые годы. В его голове сразу возникла картина происходящего: бушует море, стонут гагары и чайки, а Буревестник гордо парит в небе. Отец буквально чувствовал свежесть морского воздуха, волнение бури, порывы ветра и крики чаек, и как над всем этим гордо реет Буревестник.  Единственный персонаж, который не вписывался в этот пейзаж, был глупый пингвин, робко прячущий в утесах жирное тело. В советскую эпоху школьников учили во всём искать смысл, и говорили, что этим произведением писатель предвещает грядущую революцию, ведь Буревестник олицетворял собой смелость и решительность, он был глашатаем грядущих перемен. Но юный школьник думал не об этом, его интересовало другое: как мог пингвин с южного полюса Земли попасть на утёс и чье жирное тело там он прячет? Почему Горький называет пингви́на пи́нгвином? Почему единственный глупый персонаж прячется от волнений природы, а все остальные умные птицы, носятся, кричат и стонут, зачем-то при этом возвещая о том, что идет буря, хотя это и так ясно? Только со временем отец начал осознавать, кто какой птицей является и как себя проявляет в экстренных ситуациях в обществе, что среди многих стонущих и трясущихся от страха гагар и чаек всегда найдется один смелый и гордый Буревестник и один предприимчивый, непонятно откуда взявшийся пингвин, который обязательно что-то прячет и от бури, и от остальных птиц.

Для наших прабабушек и прадедушек Буревестник – символ Октябрьской революции, которая дала возможность для простого народа получать образование, тёплое жильё, медицинскую помощь. Для них это был символ освобождения и возможностей.

Для поколения наших родителей, выросшего на стыке двух эпох — заканчивающегося социализма и зарождающегося «нового капитализма», —  Буревестниками были представители «андеграунда». «Перемен, мы ждём перемен!» — пел Виктор Цой, группа «Машина времени» протестовала против образа жизни «марионеток», «Наутилус Помпилиус» показывал образ народа, «скованного одной цепью». Их поколение помнит и эйфорию от «глотка свободы», и последующее отрезвление, понимание того, что уничтожить старое – не всегда хорошо.

История циклична. У каждого поколения есть свои Буревестники, которые могут предвещать положительные изменения, а могут и оказаться подлыми стервятниками. Глядя на украинского Буревестника, совсем не радуешься получившейся в результате буре. Да и в России иногда кто-то пытается пророчить шторм.  Стоит ли слепо верить таким Буревестникам?

По-моему, образ Буревестника – это своеобразный барометр настроения общества. Когда в нём всё спокойно, то мы склонны видеть в «Песне о Буревестнике» красивое описание бушующей природы. А когда в обществе назревают недовольства или волнения, то в образе Буревестника всё ярче начинает проступать призыв к переменам, революции.

Оглядываясь на жизненный опыт нескольких поколений, понимаешь, что буря нужна далеко не всегда. Верить ли Буревестнику, радоваться ли буре?  Это очень важный выбор, и каждый из нас ответственен за него.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *